Пояснительная записка

к проекту  федерального  закона

«О внесении изменений в Закон  Российской Федерации

«Об организации страхового дела в Российской Федерации»

        Редакция Закона Российской Федерации  от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" до внесения в него изменений и дополнений Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ не оперировала таким понятием, как «частично повторяющееся фирменное наименование».

         Однако ни действующая редакция настоящего Закона, ни какой-либо иной нормативный правовой акт не содержат указания на то, что именно считать частичным совпадением фирменного наименования: слог, слово  либо только собственно наименование юридического лица, представляющее собой словесное и (или) цифровое обозначение (название предметов, имена, фамилии людей и т.д.), направленное на индивидуализацию данной организации в среде юридических лиц с одинаковым характером (предметом, целью) деятельности (в данном случае страховой деятельности).

           Гражданский кодекс РФ определяет, что фирменное наименование состоит из указания на организационно-правовую форму и собственно наименования (ст. 54 ГК РФ). Положения ч.2 ст. 87 и ч. 2 ст. 96 ГК РФ, в свою очередь, устанавливают, что фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать его наименование и указание на то, что общество является «обществом с ограниченной ответственностью», а акционерное общество – «акционерным», соответственно приведенным положениям статей.

          Для страховщиков фирменное наименование в силу ч.3 ст.4.1 вышеприведенного Закона должно содержать и слова, указывающие на осуществляемый вид деятельности: "страхование", "перестрахование", "взаимное страхование", "страховой брокер" или производные от таких слов и словосочетаний, что, естественно, порождает многочисленные частичные совпадения фирменных наименований страховщиков.

Подобная норма права неизбежно приводит участников страхового рынка к неразрешимой в рамках действующего законодательства проблеме: что считать частичным совпадением, кто принимает решение о частичном совпадении фирменного наименования, как при установлении совпадения в рамках действующего законодательства разрешить спор между страховщиками о приоритете в использовании фирменного наименования, как обеспечить при этом соблюдение права юридического лица на исключительное право на фирменное наименование.

     Более того, отсутствие критерия оценки такого понятия, как «частичное повторение наименования (фирменного наименования)», закрепленного действующим законодательством,  не позволяет применять норму статьи 4.1 Закона при осуществлении функций страхового надзора с точки зрения защиты экономических интересов равноправных участников страхового рынка.

Страховщики, наряду с фирменным наименованием, имеют и такие атрибуты, как товарные знаки, знаки обслуживания,  которые также служат средством индивидуализации юридического лица, являются объектом интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 138 ГК) и входят в состав предприятия как имущественного комплекса (ч. 2 ст. 132 ГК), стоимость которого зависит от престижа и деловой репутации фирмы.

Данная ситуация ведет к тому, что значительная часть страховщиков Российской Федерации могут лишиться лицензии по формальным признакам частичного совпадения фирменных наименований, что в свою очередь может вызвать и определенную социальную напряженность среди населения, доверившего защиту своих имущественных интересов тем страховым компаниям, которые сумели завоевать признание у населения, известным им по фирменному наименованию, имеющему определенную историю.

          Проект федерального  закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации  «Об организации страхового дела в Российской Федерации» призван устранить указанное выше противоречие Закона с нормами действующего законодательства и направлен на развитие страхового рынка в Российской Федерации.


Каталог интернет-ресурсов - LinkFinest.RU Яндекс цитирования Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС!